Экспертная
площадка
для бизнеса

Как одевают ароматами…

Владелица Интернет-магазина «Парфюмерный гардероб» Мария Трофимова помогает своим клиентам создавать уникальный стиль в сочетании запахов. В ароматном бизнесе она закрепилась с третьей попытки.

parmum_00
Мария Трофимова, владелица Интернет-магазина «Парфюмерный гардероб»

Реклама — это диагноз

— Мария, как и во сколько лет вы заработали свои первые деньги?

— Первые… Уже в довольно осознанном возрасте — 17 лет, я работала промоутером —проводила опросы прохожих. А в 19 лет устроилась на серьезную работу — в первое рекламное агентство и примерно за 3 месяца вышла на лидирующие позиции по продаже услуг.

— А почему выбрали именно рекламу?

— Еще в 14 лет я четко поняла, что хочу заниматься рекламой, это просто пришло откуда-то изнутри. Тогда еще не было такой профессии, не было даже специализации на экономическом факультете. И я выбрала вуз душой — это был НГУ, очень мечтала поступить именно туда. Несмотря на то, что я родом из Новокузнецка и ни разу на тот момент не была в Новосибирске, я всегда чувствовала, что это мой вуз! И не ошиблась, приехав в Академгородок, в университет — я это точно поняла. Много важного произошло в моей жизни именно здесь!

В 2003 году я окончила университет и получила диплом «экономист-математик», а в 2010 получила второе высшее образование по специальности «психолог-консультант».

— Насколько оказалось полезным в жизни ваше базовое образование?

— Оно мне дало много, но это не профессиональные навыки, а способность самообучаться, находить решение на поставленные жизнью задачи, перерабатывать и систематизировать огромное количество информации, математическую логику. Этими навыками я пользуюсь до сих пор.

— Где еще успели поработать до старта собственного дела?

— Наиболее важным для меня местом работы стало рекламное агентство «Голливуд», в котором я проработала 2 года. Именно там я воплотила в жизнь свои самые смелые проекты, мечты по реализации масштабных рекламных кампаний, по организации интереснейших мероприятий. Сотрудничество с руководителями таких компаний как Samsung, «Мегафон», «Вулкан» и т.п. дало мне возможность серьезно расширить связи и контакты.

parmum_01

Как произведение искусства

— Когда и почему решили начать собственное дело?

— Я если честно, всегда хотела работать на себя. Буквально с детства я знала, что у меня будет свое дело. Я очень свободолюбивая и творческая личность, а работа по найму — это рамки, ограничения как в физическом смысле, так и в финансовом. Поэтому после РА «Голливуд» я почувствовала в себе силы и решила сначала уйти на freelance, а позже открыть свое первое дело — рекламное агентство «Мастерская Брендов».

Для меня очень важно любить то дело, которым занимаешься, именно с таким подходом, я считаю, можно добиться хороших результатов. Мне всегда казалось, что реклама — это магия, и от того, как ты расскажешь о товаре, зависит, обратит ли на него внимание покупатель. Когда я начала учебу в университете, мне смешно было смотреть на телевизионную рекламу, эти ролики просто «впаривали» нам свой товар. Мне всегда хотелось, чтобы реклама была произведением искусства, чтобы она трогала сердца людей. И тогда не пришлось бы так часто перезапускать ее прокат.

— Где взяли стартовый капитал для открытия агентства?

— После увольнения с работы ушла на freelance как свободный консультант по рекламе. У меня была цель найти 4-5 постоянных клиентов, которые доверили бы мне свою рекламную кампанию вместо того, чтобы держать в штате менеджера по рекламе. Именно такое у меня было коммерческое предложение. На тот момент у меня уже был большой опыт, творческая интуиция и знания, поэтому я довольно быстро нашла двух клиентов, к которым чуть позже присоединились еще два! Меня очень поддержала на первом этапе моя мама, хотя и она не всегда в то время верила в мои идеи, но очень помогала финансово. Первоначальные вложения составили около 100 тыс рублей. Они окупились примерно за 3 месяца.

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе?

— Когда уходишь с работы по найму в «свободное плавание», проблем возникает очень много. И это не только поиск клиентов… Необходимо формировать совершенно новые навыки — это самоорганизация, планирование своего дня, недели, месяца и т.д. Ты сталкиваешься с огромным количеством страхов — как заявить о себе, выйти из зоны комфорта и предложить сотрудничество не с компанией, а с тобой, как с профессионалом — это две совершенно разные степени ответственности.

parmum_02

Именно поэтому я вначале просто «жила» на различных тренингах личностного роста, а затем применяла все полученные знания в жизни. Я поняла точно: для того чтобы работать на себя, должна быть сильная внутренняя мотивация, иначе все трудности начала пути пройти будет невозможно. В какой-то момент вы сдадитесь и снова пойдете работать по найму!

В мир запахов

— Приходилось ли вам менять вашу сферу деятельности? Почему?

— Да, я изменила сферу деятельности кардинально. В 2009 году я закрыла свое рекламное агентство, поскольку мы просто не пережили кризис 2008-2009 годов. Тогда все компании начали резко сокращать свои рекламные бюджеты. Я ушла в сильный личностный кризис, депрессию. Поняла, что на тот момент очень устала от рекламы, просто перенасытилась этой сферой, поняла, что в ней очень много «поверхностного». Мне интересно было продвигать только по-настоящему крутые продукты или товары, а таких оказалось немного. Приходилось рекламировать всех, кто обращался, и у меня произошло эмоциональное и профессиональное выгорание. Тогда начался поиск себя…

Именно в этот момент я получила второе высшее образование на факультете психологии НГПУ. Хотела разобраться в себе, думала, что это станет моей будущей профессией. Но получилось иначе. После завершения обучения я поняла, что хочу работать в сфере женской красоты, но не знала кем именно… И тогда, совершенно случайно, я попала на «Парфюмерное шоу», где была представлена натуральная парфюмерия из Грасса (Франция). Это было для меня настоящим шоком в хорошем смысле этого слова. Я поняла, что эти ароматы вернули меня в самые лучшие моменты моей жизни, наполнили счастьем и смыслом.

Сначала я просто лично пользовалась «новыми открытиями», а затем в 2011 году открыла в Новосибирске представительство именно этой марки. Очень страшно было решиться на второй бизнес после первого «провала», от которого я эмоционально и финансово восстанавливалась почти 2 года. Но, вспомнив еще одну детскую мечту — иметь небольшой уютный магазин эксклюзивной парфюмерии и необычных аксессуаров, — я все-таки решилась! В 2013 году я открыла интернет-магазин «Парфюмерный гардероб».

Первоначальные вложения составили 50 тыс. рублей и окупились за 2-3 месяца. Сначала бизнес показывал хороший рост, но было очень непросто, и в 2013 году был момент, когда он начал разрушаться, поскольку у меня была франшиза по работе только с одной парфюмерной маркой. Однако я смогла проанализировать ситуацию и сумела переориентироваться: начала сотрудничество с разными парфюмерными марками, перейдя от франшизы к собственному мультибрендовому магазину нишевой парфюмерии.

parmum_03

В 2013-2014 годах я проходила обучающие мастер-классы в Международном музее парфюмерии (Грасс, Франция), французского парфюмера Валери Корне-Гигони (Грасс) и многие другие. Я помогаю клиентам создавать парфюмерный гардероб, который меняет их жизнь в лучшую сторону и увеличивает привлекательность на 240%! Мой метод основан на соединении психологических знаний и парфюмерной стилистики, который позволяет в рамках одной консультации решить вопрос подбора индивидуального аромата.

— Какие запахи вам нравятся больше всего? Почему?

— Я люблю абсолютно все направления в парфюмерии и приучаю своих клиентов именно к многообразию парфюмерного гардероба. Это как в еде, мы же не можем кушать только сладкое или только кислое? Чем шире наше восприятие ароматов, тем гармоничнее и эмоциональнее мир, который нас окружает.

— Как подбираете их своим клиентам?

— Я разработала свой ароматест, который позволяет понять вкус клиента в рамках 30-40 минут и подобрать около 3-4 ароматов, которые попадают в точку, и клиент улыбается, поскольку это первый признак правильно выбранного аромата!

— Есть ли мода на ароматы? Как часто она меняется? Успеваете ли вы за зарубежной модой или формируете ее в Сибири сами?

— Да, модные тенденции существуют как в одежде, так же и в ароматах. Например, тренд зимы 2016-17 годов — «кожаные» ароматы, а также ароматы с нероли. Безусловно, я слежу за модными тенденциями, поскольку я стилист. Но я все-таки за индивидуальность в ароматах, поскольку выбор своего аромата — это нечто интимное, особенно для женщин, и здесь многие предпочитают индивидуальность моде, чтобы никто не смог угадать — что за аромат на вас «одет»!

— Откуда заказываете ароматы? В каком виде? Кто поставщик?

— Это коммерческая информация. Единственное, что могу сказать, в продаже только 100% оригинальная продукция, не подделки, не копии, не аналоги.

— Есть ли проблемы с логистикой, складом? Как устраиваете показы?

— Проблем нет… Показы устраиваем как в своем пространстве, так и выездные «Парфюмерные дегустации».

parmum_04

— Как варьируется цена на парфюмерный гардероб? Сколько стоит подобрать аромат для конкретного события?

— Поскольку услуга нашего магазина позволяет покупать аромат в «отливантах», т.е. в миниатюрах от 5 мл, то стоимость парфюмерного гардероба из 4-6 ароматов можно составить от 3000 руб. Это очень демократично, учитывая, что ароматы в полноценных флаконах могут стоит 20-30 тыс. рублей. Мы даем возможность клиенту с разным бюджетом пользоваться очень качественной парфюмерией.

— Насколько востребована услуга в Новосибирске? Много ли у вас клиентов? Есть ли из других регионов?

— Услуга становится все более и более востребована, поскольку многие клиенты понимают, что выбрать свой аромат в магазине невозможно. Во-первых, в парфюмерном магазине всегда стоит «парфюмерное облако» смеси разных ароматов, и почувствовать аромат на блотере без примесей невозможно. Во-вторых, профессионализм продавцов не позволяет понять вкус клиента за считанные секунды, а сами клиенты не знают свои предпочтения и не могут их рассказать (порой, человек говорит, мне нравятся сладкие ароматы, а сам предпочитает горько-древесные). В-третьих, ограничения чувствительности носа. После третьего аромата, клиенту уже кажется, что ему все не нравится и ему проще купить «проверенный» вариант, которым он пользуется уже не первый год.

Число моих клиентов растет с каждым днем, и это показатель того, что вопрос выбора своего парфюмерного гардероба — актуален для многих.

— Как продвигаете свою услугу? Много ли у вас конкурентов?

— Безусловно, в нашем городе есть люди, которые презентуют себя как аромастилисты, но чаще всего они работают только с одной маркой и больше выступают как профессиональные продавцы. Мой уникальный подход объединяет психологию и парфюмерию и позволяет через правильный подбор парфюмерного гардероба разнообразить эмоциональную жизнь клиента, помочь в решении многих его вопросов, самый популярный из которых — найти свой «аромат счастья».

— Каким видите дальнейшее развитие вашего бизнеса?

— Планирую, чтобы эта услуга стала доступна жителям разных городов, а не только новосибирцам. Совсем скоро услуга аромаконсультации и подбора парфюмерного гардероба будет доступна on-line.

parmum_06

Вкус черешни — вкус победы

— Ваша самая большая удача и самое большое разочарование в бизнесе?

— Самая большая удача, на мой взгляд, все-таки то, что я нашла свой уникальный путь. Тот продукт, ту услугу, которую могу оказать именно я и именно по-своему. Мне удалось это сделать, и это дарит огромное счастье как мне, так и моим клиентам. Самое большое разочарование — это межличностные взаимоотношения. Я очень ранимый человек, всегда так было, и очень тяжело переживаю подлость людей. Никак не могу научиться философски к этому относиться. Меня это всегда ранит как в первый раз, просто с каждым разом прибавляется мудрости — удается предвидеть ситуацию и подготовиться к ней.

— А сейчас продолжаете обучение?

— Да, постоянно. Занимаюсь самообразованием, учусь на онлайн-курсах и у интересных личностей, которых встречаю повсюду. Много идей приходит, когда слушаешь себя. Именно так можно найти что-то свое, свой подход, свой метод, свою уникальность. Этому никто не научит, это можно только найти в себе.

— Возникало ли у вас желание закрыть свой бизнес и устроиться на работу наемным работником?

— Да, так было в самом начале, когда было очень тяжело финансово, морально. Когда я только уволилась из рекламного агентства, было начало лета. Я снимала квартиру, и почти все деньги уходили на оплату аренды, а рынок пестрел фруктами и всякими вкусностями. Как же мне тогда хотелось черешню, но в деньгах была очень ограничена, а брать у родителей я себе запретила. Было очень тяжело, были мысли устроиться по найму, но мечта оказалась сильней. Через пару месяцев ситуация изменилась, но до сих вкус черешни для меня — вкус победы над собой!

— Сколько раз вам приходилось начинать все с нуля?

— Три раза, но каждый раз все легче и легче! Кстати, это даже очень хорошо, когда ты начинаешь бизнес с нуля! Я с нуля начинала только первый раз, а два последующих я начинала с минуса! 🙂

— Если бы сегодня у вас была возможность повторить свой путь, с чего бы вы начали и каких ошибок постарались бы избежать?

— Если бы я снова начинала бы, я, наверное, ничего бы не меняла. Трудности и разочарования сделали меня внутренне сильнее, мудрее, привили мне множество полезных навыков. Я всегда чувствую, что меня ведет провидение, и если бы я чего-то избежала, я бы не получила важный урок.

— А какие задачи ставите перед собой?

— Вы знаете, я не очень люблю рассказывать о своих целях и планах, поэтому скажу так: они точно есть! На только после того, как они реализуются, могу сказать, что было целью, а что подарком от Вселенной.

Если говорить о тактических задачах, то сейчас такое время, когда наряду с основной профессией, крайне необходимо иметь навыки рекламиста. Несмотря на то, что у меня был большой и хороший опыт в этой профессии, сейчас вижу, что рынок изменился, он требует других знаний и навыков. Сейчас нужно продвигать не компанию, а именно личность руководителя, раскрывая его внутренний мир. Именно это пока моя слабая зона, которую я укрепляю и развиваю, осваивая очередную грань ведения частного бизнеса — продвижение.

Фото: из личного архива.