Экспертная
площадка
для бизнеса

Мечта о хищнике, или растения, которые кусаются

Девушка-юрист кардинально поменяла профессию, чтобы заняться бизнесом: выращивать экзотические хищные растения. Как удалось сформировать базу для интернет-магазина? Как кормить хищников зимой, когда нет мух? Кто покупает экзотику?

ml_01
Анна Иванова, владелица интернет-магазина хищных растений Flytrap

Мухоловка в подарок

— Анна, разведение хищных цветов ваш первый бизнес-опыт?

— Да, причем начала я свой бизнес по принципу: «а, давайте попробуем!». Я учусь на юридическом факультете в НЮИ(Ф)ТГУ, но у меня, с детства была мечта приобрести хищное растение, в Новосибирске они не продавались. И в прошлом году, во время поездки в Санкт-Петербург, я целенаправленно решила поискать в городе такие цветы. Привезла горшочек с мухоловкой, а потом подумала, что нашему городу они тоже нужны.

— То есть у вас не биологическое образование?

— Нет, но я много читала по интересующей меня теме, задавала вопросы экспертам в других городах, в том числе за границей, изучала видеокурсы. И сейчас продолжаю это делать.

— Как тестировали спрос?

— Через друзей, соцсети, также разместила объявление на Avito, где выложила растение, которое ест насекомых. Мне начали задавать вопросы: где взять, сколько стоит, как их выращивать, то есть гипотеза, что интерес есть, подтвердилась и идея превратилась в бизнес.

На начальном этапе помогли друзья

Потом мы создали группу Вконтакте через которую в основном продвигаем свою продукцию. Вначале просили репостить друзей, потом стали подписываться незнакомые люди, так начали раскручиваться. Сильно вырос интерес и спрос после того, как про нас начали писать средства массовой информации.

В качестве канала привлечения клиентов у нас очень хорошо пошли участия в различных мероприятиях. Например, в выставке экзотических насекомых экзопарк «В мире бабочек», в БОРОДАБАЗАРЕ. Мы проводим конкурсы, где в качестве приза выступает одно из хищных растений.

В целом, друзья мне очень сильно помогли на начальном этапе, как в плане поддержки, так и продвижения!

ml_04

— У вас в группе много фотографий с хищными растениями. Это тоже элемент продвижения?

— Фотографий не сильно много, но стараемся периодически снимать что-то новое и красивое.

— Сколько составили первоначальные вложения?

— Около 6 тыс. рублей. Они уже окупились, теперь экономика срастается, удается получать прибыль.

— Оценивали ли вы, кто ваши покупатели?

— Очень разнообразная аудитория: от подростков до взрослых, причем чаще всего берут цветы в подарок. Средний чек от 300 до 850 рублей. Некоторые покупают по несколько штук и увозят их на дачу. В квартирах они могут помочь бороться с осами, плодовыми мушками.

Главная головная боль — логистика

— Сколько у вас сейчас цветов?

— Не могу сориентировать точно, но достаточно много. В основном это венерина мухоловка, росянка, жирянка, саррацения, непентес. Сейчас думаю о расширении бизнеса. Есть планы по открытию точки, но пока не знаю, стоит ли их реализовывать. С одной сторон, вся торговля сейчас уходит в формат интернет-магазина и этот вариант с точки зрения расходов, намного выгоднее, чем стационарная точка.

Если будем открывать офлайн-магазин, то, скорее всего, в тандеме с каким-то партнером, возможно с тем, который предлагает экзотических животных и насекомых, чтобы мы работали в одном направлении и на схожую целевую аудиторию.

Сейчас этот проект находится в стадии обсуждения. Возможно, для начала сделаем совместную выставку, оценим интерес.

Летом растения добывают себе еду сами, а в зимнее время их можно не кормить

— А как сейчас решили вопрос с доставкой?

— Мы договорились о продаже мухоловок в экзопарке «В мире бабочек». Сейчас ищем ответственного водителя-экспедитора с личным авто для доставки хищных растений покупателям и на точки.

— Сложно ухаживать за хищными растениями? Сколько мух приходится ловить в день?

— Да, я бы не сказала, что уходит много времени: главное — это полив дождевой или дистиллированной водой, и правильный свет. Что касается мух, то летом растения добывают себе еду сами. В зимнее время их можно не кормить, так как они находятся в спячке, либо кормить тараканами, и прочими насекомыми, которыми кормят пауков и хамелеонов. В Новосибирске есть люди, которые их специально разводят. С одним из них мы договорились о поставках, так что при желании клиента будем предлагать и цветы, и корм для них.

Кроме того, в нашей группе Вконтакте мы даем консультации и отвечаем на вопросы наших покупателей, помогаем им привыкнуть к хищникам.

— А для человека они опасны? В смысле, если перепутают муху и, к примеру, палец?

— Растения совершенно безопасны для людей и животных. И кусаются они не больно 🙂

ml_07

— Есть планы расширять ассортимент?

— Конечно, я постоянно изучаю экзотические растения, которые продаются в других странах и которые не известны у нас в городе. За счет каких планирую пополнить ассортимент, пока не скажу — это тайна. Но, это будет классно!

Самая большая головная боль при старте бизнеса – поиск поставщика за границей

Я думаю и о расширении круга поставщиков, но это самый сложный вопрос, так как на выстраивание логистики может уйти очень много времени. Скорее всего, это будут питомники, расположенные в Европе, но я присмотрела перспективных партнеров и в ряде других стран.

— За границей уже заказывали растения?

— Да, и честно говоря, о первом опыте вспоминаю с ужасом. После того, как я решила заниматься разведением хищных растений профессионально, то начала искать поставщиков. В России предложений особо не было, и я вышла на зарубежные компании. Партнера было найти очень проблематично: у частных лиц покупать нельзя, так как это незаконно, поэтому пришлось искать питомники и организации, работающие на этом сегменте. Это было моей самой большой головной болью при старте бизнеса. Честно, говоря, не очень хочется рассказывать, сколько на это было потрачено нервов. В итоге все сложилось очень удачно и мой поставщик оказал большую поддержку в оформлении заказа, в организации поставки. А через границу цветы прошли без всяких проблем, тут сложностей не возникало.

В целом от заказа до получения первой партии горшков ушло около двух месяцев. В конце апреля уже приехала первая партия.

Наша аудитория целенаправленно ищет что-то экзотическое

— Вы зарегистрировали свой бизнес официально?

— Да, я сразу решила открыть ООО. Наверное, сказалось юридическое образование, которое сейчас получаю. Решила, что все должно быть законно и официально.

ml_02

— Считаете ли своими конкурентами цветочные магазины? В Новосибирске их достаточно много.

— Мы не конкуренты, потому что работаем в разных нишах. Человек, который зашел в цветочный магазин, никогда не будет покупать мухоловку. А наша аудитория целенаправленно ищет что-то экзотическое.

— Одновременно с вами в Новосибирске открылся другой проект по схожей тематике: Flowerrr.ru. С ним вы конкурируете?

— Я не скажу, что представители флауэрр усиленно занимаются развитием своего проекта в Новосибирске. В определенный период мы были конкурентами, но сейчас это уже не очень актуально.

Масштабировать бизнес

— Не разочаровались в выбранном направлении бизнеса? Все-таки юриспруденция и цветочный бизнес совершенно непохожи.

— Ни разу не возникало мысли о разочаровании. До этого у меня был опыт работы по найму — официанткой, что меня сильно угнетало. Кроме того, я попробовала работать юристом, и это принесло мне окончательное разочарование в будущей профессии. Сейчас продолжаю учиться ради диплома, но понимаю, что намерена связать свою жизнь с предпринимательством.

— Планируете выходить в другие регионы? Может, есть планы продвигать на рынок франшизу?

— На сегодняшний день у нас уже есть представители из других городов: Томска, Кемерово, Барнаула, а также других городов России. Предложение очень хорошо зашло. Но, пока я вижу, что в данном направлении не достаточно четко отладила работу. Анализирую ошибки и думаю, как можно их устранить.

Брошки, комиксы, выездные выставки – элементы продвижения

Что касается франшизы, то я думала о ней, но пока не уверена насколько это правильно. Пока считаю, что проще собирать заказы и делать отправки из Новосибирска. Возможно, стоит сделать для покупателей из других городов иные условия, чтобы им было интересно делать заказы. Я это тоже сейчас продумываю.

Для продвижения также планирую активно использовать выставки. На это, конечно, уходит очень много сил и часто такие мероприятия организовывать сложно, но эффект они дают очень хороший, в том числе позитивный заряд — ты видишь, что твое дело интересно и нужно людям. На выставки приходят дети, очень внимательно слушают наши рассказы о растениях, задают вопросы. 🙂 Также мы рассматриваем возможность проведения выездных выставок, например, в учебных заведениях.

ml_08

— У вас в группе есть анонс/намек на скорое появление бижутерии, ориентированной на растения хищники. Вы их закупаете или нашли производителя в Новосибирске?

— Пока потестировали интерес, думаем, стоит ли добавлять. Производятся они, правда, не в России.

— А «пятничные» комиксы рисует кто-то из ваших друзей?

— Комиксы рисует подружка Катерина Кашера. Она занимается 3D моделированием, дизайном и тоже до безумия любит растеньки.

Фото: из личного архива.