— Работать я начал с 1 курса университета в 1999 году. Учился я тогда в НГУ и одновременно там же подрабатывал охранником. Кроме того, в это же время нам с другом пришла в голову мысль продавать футболки с символикой вуза. Я закупал майки, отдавал их в типографию, где на них печатали логотип и название, а потом мы их продавали.
Потом я занимался организацией различных мероприятий, в том числе в рамках предвыборной кампании, организовывал рок-концерты. В мае 2000 года получил свое первое свидетельство, как индивидуальный предприниматель, чем был страшно город. Это дало мне право поставить палатку на 9 мая на пл Ленина, где я торговал пивом, сигаретами и т.д. и думал: «О, какой я крутой! Ништяк!»
Потом я занимался отделочным бизнесом: брал подряды, нанимал бригаду узбеков и ремонтировал помещения. Потом торговал на рынке вещами. При этом я параллельно учился на очном факультете в НГУ на мехмате, а до этого закончил экономических факультет. Сейчас учусь в аспирантуре экономического факультета, написал две главы диссертации, когда закончу — получу кандидатский минимум. Надеюсь, что через год — два буду кандидатом экономических наук. Пока для меня это звание практического значения не имеет — больше для имиджа и понтов, но кто знает.
— Я сирота, с 6 лет жил без родителей и государство выделяло мне пенсию — около 2 тыс. руб. в месяц. Из них я скопил свой первый капитал. Кроме того, когда открывал первый бизнес, то буквально жил в НГУ. У меня был рекорд, когда я 6 суток безвылазно провел в вузе: утром ходил на пары, а потом шел на работу, на следующий день снова и так по кругу практически неделю. Я в то время экономил на всем, ел одну картошку — мой суточный бюджет на проживание составлял 200 руб. В итоге, вместе с пенсией, я накопил около 36 тыс руб на которые вместе с другом закупили на Гусинобродском рынке трусы, носки, пуховики, джинсы и открыли точку на Левобережном.
Был неудачный опыт открытия торговой точки на рынке, который работал на пл. Маркса, там я набивал свои первые шишки…
— В определенный момент я пришел в компанию Холидей и предложил им открыть на их площадке точку по приготовлению и продаже цыплят и кур -гриль. Мне сказали, что в магазинах нет торговых мест, но дали возможность их найти. Я подвигал стенды и нашел 10 кв. метров на которых установил точку фастфудной продукции, которая впоследствии развилась в торговую сеть «Цыпленок Жар».
Потом мне поступило предложение от этого ритейлера возвести пристройку 90 кв метров на ул. Бориса-Богаткова 206, затем аналогичное от компании «Фотолэнд», и других. Поработав с заказчиками в этом формате я понял, что компании готовы арендовать такие помещения, так как в тот период в Новосибирске был огромный дефицит недвижимости, подходящей для street-retail. Тогда я и решил: буду строить и сдавать их в аренду. Из самых удачных сделок того периода я бы назвал строительство объекта для компании «Связной» на ул Зыряновская. Тогда нам на счет сразу «загнали» 1 млн руб. Я подумал «Ого!», так как весь бизнес у меня в то время стоил примерно столько же. Преисполнился самых радужных надежд … Но не тут то было. Подобные сделки нам удалось провернуть еще только 2-3 раза, а потом оказалось, что арендаторы не готовы вкладывать такие средства в помещения, да и рынок недвижимости в городе постепенно заполнялся, исчезал дефицит.
Но к тому времени я уже научился работать с инвесторами, нашел свою нишу: строительство торговых точек, павильонов и микрорынков. Сегодня три кита, на которых стоит мой бизнес, это: найти что построить, где взять деньги и как сдать в аренду построенное.
— Стартовали мы в 2004 году.
Сегодня в собственности ГК находится около 130 объектов, расположенных в Новосибирской области, в Новокузнецке общей площадью около 15 тыс кв м. Кроме того, мы создали интернет-портал, посвященный торговой недвижимости.
При этом, отмечу, что при нашем портфеле недвижимости ГК уже достигла формата торговых центров. Когда люди до него вырастают, то они, как правило, начинают инвестировать в крупные объекты, а мы по-прежнему предпочитаем маленькие компании, но с большими возможностями.
Это очень специфическое направление рынка — street-retail. В торговых центрах, к примеру, много места занимают коридоры, складские и технические помещения, а в street-retail площади сдаются на 100%, поэтому по эффективности вложений они интереснее, чем ТЦ.
— Такой компании, как наша, в целом нет, с такой же стратегией, желанием работать — мы являемся первопроходцами во многих вещах. Но от места к месту мы конкурируем со многими игроками, когда «зарубаемся» за конкретную локацию или объект.
— Сейчас у меня в портфеле лежит книжка российского изобретателя Генриха Альтшуллера «Найти идею», который придумал уникальную технологию поиска креативных идей. Там есть очень нетривиальные способы. Я тоже недавно давал мастер-класс по поиску идей в Барнауле, учил людей.
Смысл в чем… Когда-то у меня была проблема с поиском идей и я был очень заморочен на этот счет, много упустил времени, пытаясь понять, как их искать. Сейчас у меня идей переизбыток, их больше, чем денег и времени на их реализацию. Поэтому для меня сегодня накреативить — это проще простого, я люблю это делать и с удовольствием генерирую стратегии развития любого бизнеса.
— Нисколько, я же говорю, что у меня их переизбыток. Кроме того, очень часто бывает, люди думают, что их идеи чего-то стоят, но в бизнесе они занимают максимум 5%. Проблема не в том, чтобы найти идею, а в том, чтобы ее реализовать, чтобы бизнес состоялся именно в ее воплощении. У большинства людей проблема с исполнением.
На мой взгляд, любую идею можно успешно реализовать, если есть голова на плечах и здравый подход к бизнесу.
— Безусловно, это важная часть успеха. Я ее находил в процессе развития бизнеса, но на определенных этапах со мной рядом были разные люди, за исключением небольшого костяка стратегических партнеров. Не вижу ничего страшного в смене команды: меняется компания, ее цели и задачи, некоторым людям становится некомфортно с нами работать и они уходят, мы набираем новых для реализации новых проектов. Тем не менее, коллектив у нас достаточно устоявшийся: около 50 человек работает достаточно давно и если приходит новичок, то он либо принимает наши ценности и остается надолго, учится и развивается вместе с нами, либо уходит.
— Я в принципе голодный до инноваций, стараюсь быть в тренде и знать обо всех новинках, которые появляются, чтобы быстро реагировать, применять их и быть «впереди планеты всей», задавать тренды. Мы крайне креативная и передовая компания, ну, по крайней мере ходим быть такими и такими себя считаем. Проектную систему управления Agile, к примеру, планируем использовать для развития IT-направления в недвижимости.
— Например, сейчас на рынке поменялась ситуация и люди с помещениями ищут арендаторов. Буквально 5 лет назад мы не знали, как найти собственника помещения и достучаться до него, разрабатывали целые стратегии выхода «на субъект». Очень немногие торговые центры почувствовали, что ситуация изменилась. До сих пор только у 30 из 150 есть свои сайты, они присутствуют в интернете и могут вести общение с рынком online. Остальные все еще не переключились и не понимают, что сейчас собственники должны искать арендаторов, причем не на улице, а именно в интернете.
Наша компания первая почувствовала смену вектора. Мы собрали школьников, которые бегали по городу и фотографировали все локации и объекты на которых весели баннеры «аренда». В итоге нам удалось собрать самую большую и актуальную базу данных на нашем портале. http://otelit.ru/ Это было ноу-хау, так как мы предоставили арендаторам возможность не ездить по городу, а получать всю информацию в одном месте. Сейчас мы планируем работать с арендодателями, чтобы они самостоятельно размещались на нашем портале.
Стратегическая задача: стать самым крупным порталом по аренде торговой недвижимости не только в Новосибирске, но и во всех городах миллионниках России. Это задача на 2017-2018 года.
— Да, я один из создателей и председатель Новосибирского сообщества молодых предпринимателей. Сейчас предлагают возглавить новосибирское отделение «Деловой России», но в политику я не пойду. Мне нравится работать общественником, нравится именно этот формат работы, мне в нем комфортно, он коррелируется с бизнесом. Депутатом и чиновником я быть не хочу. Во-первых, большая конкуренция. Во-вторых, и для меня именно это главное, слишком много левой «движухи», различных активностей, не связанных с основной работой, но которые ты обязан выполнять в силу различных условностей. Общественная деятельность позволяет мне более эффективно решать, как свои вопросы, так и вопросы других бизнесменов.
— Помогает, но ровно настолько, насколько предприниматели хотят пользоваться этой помощью. Мне нормально помогает.
— А я всегда живу в таком ритме и не считаю, что это плохо. Возможно, часть эффективности теряется, но в итоге я все равно успеваю делать все, что нужно и в нужном мне качестве. Думаю, вы бы просто офигели от такой динамики. Я могу бегать на дорожке в тренажерном зале, одновременно вести переговоры и делать еще кучу дел. Люди вокруг реально находятся в шоке.
Есть такой фильм называется «Области тьмы», где герой съедает какие-то таблетки и получает суперскорость с которой делает все дела.
— Нет, просто интересно. А так я предпочитаю все задачи решать натуральным способом без наркотического пинка. Например, я изучаю языки. Хорошо знаю английский, в этом году начал говорить на итальянском и мне это нравится.
— Знаете это вопрос — дежавю. Летом я был на мальчишнике на Кипре. Изначально мы планировали поехать в Бангкок в тот отель, где снимался одноименный фильм, и даже снять тот самый номер. Но в итоге не получилось. Так вот… Мы сидели на берегу океана с друзьями и возник именно этот вопрос. Мы сидели и фантазировали о том какими мы будем через 10 лет. Честно говоря, мои амбиции пугают даже меня самого, я ставлю перед собой очень высокие цели. Не скажу, что на 10 лет, но на перспективу. Безусловно, есть мечта, но она и существует для того, чтобы к ней идти, а вот делиться ей в публичной сфере мне не хочется.
— В моей жизни уже был такой момент и в прошлые годы я вкладывался в различные проекты. Но примерно год-два назад решил, что буду однозначно инвестировать только в те проекты, которые связаны с недвижимостью. Все остальное не рассматривается. Но, если ко мне приходит начинающих предприниматель, то охотно рассказываю, как можно сделать бизнес без денег. Не смейтесь, это реально возможно. У меня есть мастер-класс, посвященный этой технологии.
А еще я решил написать книгу. Уже нашел партнера по данному проекту: я могу хорошо говорить, а он писать, и мы с ним договорились, что бабахнем идею. Думаю, что выпустим ее в конце августа в электронном варианте в бесплатный доступ. Возможно, небольшой тираж напечатаем.
«JUMP Бизнес-истории»
проект Информационно-аналитического портала infopro54.ru
Для пользователей старше 16 лет
Тел.: +7 (383) 248 30 63
E-mail: infopro54@yandex.ru
info@infopro54.ru
© 2016-2021 – ООО "Новосибирск Медиа"