Экспертная
площадка
для бизнеса

Почему проваливаются попытки привлечь деньги через краудфандинг?

Более 2500 проектов смогли получить финансирование через краудфандинговую платформу Planeta.ru за четыре года. Общая сумма сборов составила более 475 млн. рублей.

borisova_red

Ирина Борисова, PR-менеджер Planeta.ru

— Краудфандинг — это один из вариантов альтернативного финансирования своего стартапа в кризис. Не нужно брать кредит, достаточно попробовать себя в краудфандинге. К сожалению, российские предприниматели, не разобравшись в сути народного финансирования, запускают кампании по сбору средств, проваливают их, а потом говорят, что краудфандинг не работает. Давайте разберемся, какие основные ошибки совершают предприниматели и как их избежать.

«Меня зовут Катя, и я всю жизнь мечтала открыть магазин дизайнерской одежды»

Мечта это прекрасно, краудфандинг помогает воплощать мечты в жизнь, но есть ряд условий. Вы должны быть профессионалом в сфере, которую хотите монетизировать. То есть если вы всю жизнь проработали учителем русского языка и ничего не знаете о моде и моделировании одежды и т.д., то вероятность того, что кто-то профинансирует ваше желание сменить сферу деятельности, крайне мала. Потому что мало гарантий, что даже если вы соберете деньги, вы сможете воплотить свою мечту в жизнь. А деньги на ветер никто не хочет выкидывать, потому что краудфандинг это не благотворительность!

Вывод: Выходите на краудфандинг, когда у вас уже есть действующий бизнес. Это значит, у вас уже есть своя целевая аудитория, которой интересен ваш продукт. Соответственно, эта аудитория поддержит вас финансово и информационно.

Если вы все-таки верите, что сможете воплотить свою бизнес-идею в жизнь, то убедите в этом аудиторию. Найдите единомышленников, пусть профессионалы интересной вам сферы поручатся за вас (это повысит кредит доверия аудитории). Покажите в рамках крауд-кампании, что вы уже умеете и чему готовы научиться в кратчайшие сроки. Если вы новичок, то и не нужно строить из себя гуру, вдохновите людей своей историей. Это должна быть личная история, достойная кинематографа. Помните, успешный краудфандинг это способность заразить своей идеей многих людей, влюбить в себя массы. Особенно, в России. За рубежом действуют другие законы, там люди прекрасно понимают принципы краудфандинга, поэтому часто поддерживают проекты не за идею, а за конкретные бонусы, которые предлагают авторы крауд-проектов.

«Подожди-подожди, это будет ле-гендарно!»

Давайте представим, что некий молодой предприниматель Михаил придумал классную, на его взгляд, идею, например, запустить сайт для путешественников. Правда, этот сайт мало чем отличается от тысячи похожих сайтов для путешественников. Нетрудно догадаться, что краудфандинговая кампания провалится, потому что аудитории не интересно вкладывать в продукт, который а) не уникален; b) неизвестно когда, как и кем будет реализован.

Вывод: Краудфандинг это отличная возможность протестировать свой продукт, идею перед широкой аудиторией. Если люди охотно поддерживают проект, комментируют, предлагают что-то подкорректировать, а какие-то моменты им не нравятся, то это показатель того, что краудфандинг удался. Обрабатывайте полученную во время крауд-кампании информацию, дорабатывайте продукт и можете смело выпускать его в массы. Причем за это маркетинговое исследование вы не заплатите ни копейки.

Слабые или дорогие вознаграждения

Как мы помним, краудфандинг это не благотворительность, поэтому за финансовый вклад в проект нужно что-то предложить взамен (как материальное, так и нематериальное). Почему-то многие предприниматели при формулировании краудфандинговых вознаграждений забывают основные принципы экономики. Так, в крауд-проектах появляются силиконовые браслеты с логотипом никому неизвестной компании за 500 рублей, футболки сомнительного качества за неприличные деньги и т.д. Естественно, мало кто захочет выкупить такие лоты. Зачем переплачивать, если можно то же самое купить в ближайшем киоске за смешные деньги. Результат — лоты никто не покупает, краудфандинговый проект проваливается.

Вывод: Вознаграждения должны стоить адекватных денег (не забывайте включать в стоимость лота его доставку) и быть эксклюзивными. Дизайнерские вещи, ограниченный тираж товара в уникальной упаковке, товар со скидкой, уникальная услуга — то есть все, что могут выкупить в рамках вашей крауд-кампании и принести в ваш проект деньги. Вознаграждением может быть результат краудфандинга, но не стоит себя ограничивать. Например, если у вас есть в друзьях популярный фотограф, к которому очередь выстраивается на месяцы вперед, вы можете «продать» его услуги в вашем крауд-проекте как бонус (естественно, с его разрешения).

«Хочу больше денег!»

Ситуация: завышенная финансовая цель краудфандингового проекта — одна из основных причин провала. Понятно, что всем нужны миллионы, но оцените свои силы и финансовые возможности аудитории. Первый крауд-проект не должен быть амбициозным.

Вывод: Уменьшив финансовую цель, вы увеличиваете шансы на успех кампании, к тому же есть шанс собрать сумму, большую заявленной. Собирать больше никто не запрещает, а вот если вы не доберете нужную вам сумму, то придется вернуть деньги своим спонсорам. Как показывает практика, вторая и последующие крауд-кампании успешнее первой, соответственно, и финансовую цель можно ставить выше.

Поспешишь, людей насмешишь

Слишком короткий или длинный срок для реализации краудфандинга может стать причиной провала. Длинный — потому что вести кампанию более трех месяцев крайне утомительно. Краудфандинг требует много сил и времени, своим проектом нужно заниматься каждый день. Вы готовы работать над проектом каждый день на протяжении месяцев, не выдохнуться и при этом не надоесть своей аудитории? Короткий — потому что вы банально не успеете рассказать о проекте всем, кому это может быть интересно.

Вывод: Оптимальный вариант — 2-3 месяца.

Planeta.ru — первая и ведущая краудфандинговая платформа в России. Дата официального открытия: 7 июня 2012 года. Лауреат «ПРЕМИИ РУНЕТА 2014» в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции». В апреле 2015 года Planeta.ru открыла «Школу краудфандинга», а в 2016 году — Первую Всероссийскую Школу краудфандинга, в которой прошли бесплатное обучение жители Урала, Сибири, Поволжья и Балтики.

За четыре года развития на «Планете» было успешно реализовано более 2500 проектов. Общая сумма сборов составляет более 475 млн. рублей. Большинство проектов относится к творческим категориям: музыка, кино, театр, журналистика и общество (в 2015 году категория «Общество» вышла на первое место по суммам сбора). Активно развиваются направления социального предпринимательства и инноваций. На сайте зарегистрировано более 500 000 пользователей.

Продолжение следует… У Ирины еще много рекомендаций для тех, кто хочет научиться правильно привлекать финансирование своего стартапа через краудфандинг.