Экспертная
площадка
для бизнеса

Businessjump. Управление денежными потоками

Типичные ошибки начинающего предпринимателя.

Павел Новгородов, к. э. н., проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ

— Отсутствие знаний управленческого учета и оценки финансового состояния предприятия у предпринимателей часто приводит к тому, что называется «кассовый разрыв», то есть отсутствие средств для оплаты текущих платежей. Причём, как правило, случается он неожиданно и в самый неподходящий момент. Бухгалтерская отчетность может показывать при этом весьма радужную картину. Разберем некоторые причины, почему так происходит.

Кейс №1. Компания по производству муки: «проедание» оборотки.

Маркером «успешности» бизнеса для руководства являлось наличие денег на расчетном счете. Акционеры сформировали внушительный уставный капитал, приходы денежных средств покрывали расходы, кипела бурная деятельность. Коллапс случился через три года. Анализ показал, что всё это время компания увеличивала вложения в основной капитал, покупая новое оборудование и реконструируя старое, при этом «проедала» оборотный капитал и в какой-то момент потеряла достаточный уровень ликвидности. Не сумев оплатить ряд текущих платежей, из-за которых пришлось на неделю остановить мельницу, компания запустила «эффект домино» — вовремя не смогла поставить обещанную партию муки крупному хлебозаводу, который быстро нашел альтернативу. Когда удалось найти кредитные денежные средства и оплатить текущую задолженность, чтобы запустить производство, возникла проблема затоваривания — из-за сбоя поставок пришлось сначала долго искать нового покупателя, а затем продавать ему муку с приличным дисконтом для того, чтобы получить аванс за продукцию. В таком режиме удалось поработать еще 4 месяца, в течение которых мельницу останавливали 2 раза.

Про проблемы предприятия быстро стало известно крестьянским хозяйствам, которые перестали отгружать зерно без предоплаты. Это как раз совпало с необходимостью возврата первого транша полученных кредитных средств. В итоге предприятие не смогло выполнить свои обязательства перед кредитором в полном объеме — часть остатков нераспроданной продукции забрали себе работники предприятия в счет долгов по заработной плате, часть была продана на местном рынке. Имущество компании было арестовано, производство законсервировано, в процессе реструктуризации долга в компании сменились собственники и топ-менеджмент.

Кейс №2. Компания-производитель кондитерских изделий: недостаточный контроль за дебиторской задолженностью.

Достаточно успешное предприятие долгое время сотрудничало с несколькими крупными клиентами — покупателями, а также поставляло товар в торговые сети. Бухгалтерская отчетность демонстрировала рост прибыли, однако акционеры не получали должного уровня дивидендной доходности. Анализ отчетности показал, что компания не уделяла необходимого внимания работе с покупателями и планомерно наращивала просроченную дебиторскую задолженность. Сроки оплаты по договорам не соблюдались, а обычная в этом случае претензионная работа не велась. В итоге, когда один из крупных покупателей отказался оплатить долг, у компании, в свою очередь, возникли проблемы с оплатой собственных текущих платежей. Оказалось, что уже в течение более полугода к их клиенту массово предъявляют судебные иски, а сама компания-покупатель рассматривает возможность банкротства. Компания-производитель в итоге смогла остаться «на плаву» только за счет дополнительных вливаний акционеров.

Кейс №3. Издательский дом: бартерные схемы.

Издательский дом выпускал два рекламных журнала, которые распространялись бесплатно в бизнес-центрах и других «проходных» точках города. Источником дохода являлись организации-рекламодатели. Компания использовала небольшой объем бартерных схем в своем бизнесе: например, когда в счет оплаты рекламы организация-рекламодатель предоставляла свои же товары и услуги. В этом случае бартер мог выплачиваться как премиальные рекламным агентам. При этом в финансовой отчетности он отражался в виде эквивалента денежной суммы. В какой-то момент времени произошла смена кадрового состава, менеджеры по рекламе журналов превысили лимит на бартер, а исполнительный директор издательского дома потерял контроль над ситуацией. После выхода очередного номера журнала оказалось, что отраженные в учете суммы более чем на треть — неденежные, в виде сертификатов в тренажерные залы и салоны красоты, и после оплаты всех расходов коллективу не хватает денежных средств на выплату зарплаты. Некоторые менеджеры по рекламе отказались брать зарплату «натурой» и демонстративно уволились, уведя с собой часть клиентской базы. Те, кто остался и получил половину зарплаты в виде ненужных услуг, были деморализованы. Объем продаж рекламы упал ниже себестоимости издания и распространения журналов, а акционеры не захотели покрывать сформировавшиеся убытки. Через 3 месяца издание журналов прекратилось и издательский дом де-факто прекратил свое существование.