— Считаю, что утверждение «предпринимателем нельзя стать — только родиться» — это стереотип. Просто у кого-то больше шансов успешно начать и вести свой бизнес, а у кого-то меньше. Лично я окончил НГУ, где меня научили системному подходу к решению вопросов, научили разбираться в большом массиве информации, вычленять главное, принимать решения и применять знания на практике.
Однако в бизнесе мне пришлось набивать шишки самостоятельно. Предприниматель на начальном этапе чаще всего и творец, и идейный вдохновитель, поэтому его нужно «накачать» системными знаниями. Считаю, что в предпринимательском вузе необходимо выстраивать обмен реальными кейсами и опытом, учить принципам формирования партнерства, заключения акционерных соглашений, распределения функционала — на этом обжигаются многие начинающие бизнесмены. Нужно рассказывать об управлении командой и объяснять, что делать, чтобы превратить идею в конкретику, в бизнес-план. Нужно давать инструментарий по управлению рисками привлечения инвестиций, общению с инвесторами, пояснять, как и какие документы готовить для встречи с ними.
Такие конкретные инструменты сегодня мало кто дает: ими не очень охотно делятся, либо они стоят очень дорого. Думаю, если бы у меня был этот набор в начале пути, то я прошел бы его гораздо быстрее. Сейчас нарабатываю инструментарий самостоятельно, и это дается очень тяжело.
В целом, в ресторанном бизнесе сегодня такой же кадровый дефицит, как и на многих других рынках. Здесь много стереотипов: считается, что работа в ресторане — это не серьезное дело, а подработка, плюс сказывается наследие 90-х, когда сложилось мнение, что ресторанный бизнес связан с околобандитскими структурами. Лично для меня рынок был очень интересен еще в то время, когда я работал в ИХ «Тройка Диалог». Уже тогда я видел, что ресторан — это аналог большой корпорации, где все процессы одинаково важны: маркетинг, планирование, сервис, построение команды.
— Считаю, что относиться к предпринимателю, как к человеку, который нацелен на системное извлечение прибыли, — обидный и узкий подход. Предприниматель — очень полезный член общества, он, как никто другой, думает о нуждах и болях людей, так как собирается их закрыть.
Я совершенно точно не родился предпринимателем — все постигалось в процессе деятельности. Некоторые базовые знания, компетенции всегда полезны. Сейчас нет проблемы найти их в интернете, но это все равно, что долго смотреть баскетбол, но так и не научиться в него играть. Если уж у студентов сейчас есть время, силы, то идея совместить академическое знание с практикой на площадке бизнес-инкубатора — это грамотно. Правильное понимание задач, мета-компетенции очень важны, хотя бы в аббревиатуре SMART-задач. Это актуально для много людей. Например, они понимают, что решение заняться спортом правильное, но проходит полгода, а они так и не занялись. Считаю, что давать в вузе какие-то проектные вещи в рамках конкурсов — необходимо.
В нашей компании мы работаем со студентами, начиная со второго курса. К моему приятному удивлению уже не редкость, когда люди, только защитившие красные дипломы, уже полный день работают в офисе. Это говорит об их умении решать задачи, совмещать, планировать — это очень важные и востребованные на рынке навыки.
На мой взгляд, при обучении предпринимателей следует обратить внимание на реализацию задач ближе к практике, постановку целевых задач для группы студентов. Это поможет людям, которые хотят себя реализовать по максимуму в госструктурах, в предпринимательстве и т.д. Теория, которая не помогает жизни, очень быстро забывается, но та, которая оказалась востребована, — способствует поиску решений. Лично я перечитываю книжки с рекомендациями по предпринимательской деятельности и каждый раз нахожу в них что-то новое, на что раньше просто не обращал внимание.
Системность дает кругозор, возможность создать что-то более глобальное и интересное, а не просто сеть ларьков. Искусство предпринимателя: превращать проблему в задачу, а задачу в решение.
— Теория обязательно должна подкрепляться прикладными знаниями: лекции, лабораторные, практические занятия. Сейчас как получается: студент учится на предпринимателя, приходит в компанию, но у него отсутствует четкое понимание того, что он должен делать. В нашей компании мы развиваем несколько направлений, у нас много идей — и у меня просто не хватает времени «поднимать» их самостоятельно, поэтому я ищу управляющих в качестве партнеров на процент от бизнеса. Но мы столкнулись с такой болью, как нехватка теоретических знаний, которые должны подкрепляться практикой. Сейчас этому не учит никто. Люди приходят из самых разных вузов, говорят, что хотят быть предпринимателями, говорят — «научите меня!» «Ты же как-то стал предпринимателем, стал зарабатывать, довел себя до такого уровня, что берешь ответственность за себя и за меня, так как даешь мне заработать — я тоже хочу так делать».
Я посмотрел, как вопрос решают ребята в Москве, эти технологии появляются и в Новосибирске… Есть бизнес-сообщества, которые собирают людей, но не тех, кто хочет стать предпринимателем, а тех, кто уже ими является — и за это еще берут деньги. Мы готовы работать со студентами НГУЭУ, готовы вести лабораторные, бесплатно выступать в роли менторов, наставников, потому что нам нужны кадры, нам нужно развивать новые проекты.
— Последние три месяца я активно смотрел YouTube. Самые популярные каналы про бизнес: Аяза Шабудинова, «Трансформатор», «Бизнес молодость», «Синергия», «Люди дела». Эти каналы и люди — лидеры молодежного предпринимательства в России. Если вы про них не слышали, значит вы ничего про это не знаете. К примеру, у канала «Трансформатор» 1,2 млн подписчиков — считается, что это самый популярный бизнес-блог в мире. Есть много форумов, которые смотрит молодежь. В основном это мотивационные штуки — никто не учит их бизнесу, и, может быть, предпринимательскому университету стоит занять эту нишу?
Сегодня уже есть куча мотивированных ребят, которые хотят стать предпринимателями, но не знают, что им выбрать, как открыть ООО, на какой системе налогообложения остановиться, как составить договор аренды, договор поставки и т.д. Они не знают этих элементарных вещей.
У нас нет таких ресурсов для стартапов, как стадии pre-seed, seed. Почему бы предпринимательскому университету не заняться этим вопросом? На первом курсе создать проектные команды, которые через полгода будут выходить со своим проектом на жюри, и победившей команде будет предоставляться 1 млн рублей на реализацию кейса, а весь поток будет следить за его реализацией, учиться на их ошибках, смотреть, куда они направляют деньги, придумывать, как выйти из сложной ситуации? На втором курсе поставить на кон 2 млн рублей, на третьем — 3 млн, и у вас будут готовые success stories — бизнесы, которые вышли из предпринимательского университета. Под это можно привлекать множество спонсоров. В Новосибирске много прекрасных компаний, которые могут войти в эту идею, которым интересен поиск крутых студентов. Только теория не значит ничего. Я учился в трех бизнес-школах, но после того, как создал свой музей занимательных наук, оказалось, что все, что я строил, проектировал и выигрывал до этого, не имеет ничего общего с реальностью. В результате сегодня я социальный предприниматель, которому фонд «Наше будущее» предлагает беспроцентный заем на 5 лет — до 10 млн рублей. У меня лучший проект дополнительного образования в России, но я к этому шел 6 лет БЕСПЛАТНО. Не у всех на это хватит терпения.
И самое главное для начинающих предпринимателей — не обманывайте. Вам же выйдет дороже. Сразу делайте честный бизнес.
— Оценивая ситуацию через призму того, с чем мы сталкиваемся в аппарате уполномоченного, хочу отметить, что у предпринимателя должны быть, прежде всего, фундаментальные правовые знания. Судя по обращениям, возникает масса вопросов по режиму налогообложения, по тому, как себя вести, если приходят контролирующие и надзорные органы. Даже для того, чтобы нанять профессионального юриста нужны знания, понимание правоприменительной практики, нужно понимать, как работают суды и в чем их специфика, разбираться в уголовной практике.
За отсутствие этих знаний приходится платить слишком дорогую цену: как минимум административный штраф, максимум — потеря бизнеса. У предпринимателей, которые к нам приходят, чаще всего чрезвычайно запущенная ситуация, со вступившим в силу решением суда, когда сделать уже ничего невозможно.
— Предпринимателям нужны знания правового характера, но не только в плане того, по каким поводам его могут проконтролировать, но и о том, как себя можно защитить от недобросовестной конкуренции. Мне, как начинающему предпринимателю и бизнесмену, не совсем понятно — как бороться с такими угрозами. У нас есть федеральные законы, которые регламентируют правила игры, прописывают, как вести экономическую деятельность. Но по факту они не всегда работают.
В НГУЭУ я преподаю предмет «Организация и планирование работы отделов рекламы и связи с общественностью». Чтобы не было скучно ни мне, ни студентам, я предложила следующую практику: взять отрасль, в которой им хотелось бы развивать компетенции. Сейчас они работают над своими проектами, используя те знания и инструменты, которые мы изучаем. Потом эти знания можно применять на практике. При условии, что большинство студентов уже работают, они так и делают. Студентам не скучно — они тут же применяют полученные знания на практике, и я вижу, что не трачу свое время напрасно.
— Я тоже окончил НГУЭУ, и у меня было много одногруппников и однокурсников — талантливых ребят, которые вышли из вуза с красными дипломами, но не факт, что им удалось найти себя в качестве бизнесменов и предпринимателей. В то же время у нас были вроде бы бестолковые студенты, которые проявляли инертность в учебном процессе, но на последнем курсе поняли его важность, поймали волну и сейчас нормально зарабатывают.
Хотелось бы, чтобы в процессе обучения будущих предпринимателей использовались реальные кейсы. Тот же Google — да, ребята пришли из гаражей, но у них было безумное желание зарабатывать, и они находились в более благоприятных условиях, чем те, которые сегодня существуют у нас в России. У нас тоже есть такие ребята в Академгородке, выпускники НГУЭУ, и их нужно приглашать в качестве лекторов, учителей. Они рассказывают живые вещи, которые интересны студентам и цепляют их, вызывают желание подражать.
Что касается навыков… Не так давно закончился «Сочинский экономический форум», где обсуждалась злободневная тема «Ведение предпринимательской деятельности в суровых российских условиях». Обсуждалась адаптивность предпринимателей. Лидирующее место в опросе заняла следующая оценка ситуации на рынке: «плохая, но что-то еще можно сделать». Причиной ее формирования в том числе называлась недобросовестная конкурентная сфера. Сейчас в Новосибирске, к примеру, «модная» тема, когда влияние на бизнес оказывают общественники. Некоторые из них отличаются совершенно отвязным образом мышления, отстаивают не вполне понятные интересы по вполне понятным причинам, а не «бьются за правду». К этому фактору тоже нужно адаптироваться. Возможно, нужно приглашать на лекции в предпринимательский вуз и общественников, чтобы студенты сразу привыкали к суровой действительности и понимали, с чем им придется столкнуться в реальной жизни.
— У нас в Новосибирске есть бизнес-инкубаторы в составе ГЦРП, где регулярно оказываются консультации предпринимателям, где идет ежегодный выпуск резидентов, которые продолжают вести успешный бизнес, в том числе в Технопарке. Мы постоянно проводим встречи с представителями Роспотребнадзора, прокуратуры города, управления МЧС, где предприниматели получают ответы на вопросы из уст первых лиц, контролирующих и надзорных органов: как правильно оформить документы, как подать отчетность, какие вопросы могут быть затронуты при проверке и т.д. Практика показывает, что предприниматели, которые приходят на эти встречи, вопросов не задают. Значит всех все устраивает и вопросов нет? А потом возникают разговоры о том, что интересы бизнеса ущемляются. На мой взгляд, это неправильно.
На базе управления предпринимательства мы оказываем предпринимателям поддержку по открытию своего дела. Можно прийти с бизнес-проектом, и мы в рамках «одного окна» подсказываем, куда обратиться, какой пакет документов собрать, как получить льготный земельный участок, поможем составить письма в ДЗИО, оформить заявки на гранты и финансовую поддержку. Было бы желание. Мы постоянно проводим бизнес-встречи, форумы, конкурсы, на которые приглашаем будущих предпринимателей, но пока в основном приходит только успешные, а начинающие.
На мой взгляд, сейчас создано достаточно инструментов поддержки предпринимателей — для того, чтобы ими воспользоваться, нужно просто встать и прийти.
— Я предприниматель, уже 14 лет работаю в сфере сельского хозяйства, поэтому в полной мере со всех сторон ощутил, что такое бизнес. В силу того, что являюсь председателем регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», я также вижу ситуацию в секторе МСБ области в целом. Я всегда стараюсь обратить внимание на то, как люди стали предпринимателями и что для этого послужило катализатором. Если учесть, что бизнес в цивилизованной форме в России появился не так давно — не ранее 15 лет назад, считаю, отсюда и возникли все изъяны сегодняшнего дня, которые мы видим. По моему убеждению, в большей степени предприниматель — это человек, способный заглянуть в будущее, он должен прогнозировать ситуацию, обладать интуицией. Если рассмотреть аналогию, то можно отучиться в автошколе, получить знания и навыки, но не факт, что в результате ты сможешь хорошо управлять автомобилем, если не понимаешь логику движения и не можешь прогнозировать действия других участников. Наверное, все-таки есть небольшой процент людей, которые умственно и физически имеют больше возможностей заниматься бизнесом, чем прочие. Особенно я бы обратил внимание на физическую готовность. Наблюдая за разными ситуациями, я вижу, что у предпринимателей очень высокий уровень стрессоустойчивости — это один из факторов успеха в развитии собственного дела. Не знаю, можно ли этому научить или нет.
Я веду преподавательскую деятельность в РАНХиГС по «веселому» предмету — «Социальное предпринимательство» — для студентов третьего курса. На первой лекции я попытался выяснить, кто видит себя предпринимателем, кто не ошибся дверью, выбрав факультет «Государственное и муниципальное управление». Руки подняли единицы, так как выяснилось, что они вообще в упор не понимают, что такое предпринимательство. Я узнал, что в большей мере их беспокоит тот факт, что если развивать свое дело, то там, возможно, будут деньги, но при этом придется каждый день принимать решения и находиться в некомфортной зоне — к этому мало кто готов. Все предпочитают проявлять свои амбиции в заработной плате, ничего при этом не делая и ничего не вкладывая.
Если говорить о компетенциях, которые необходимо развивать. Сегодня практически никто из студентов не умеет разговаривать, а в большинстве случаев коммуникация строится на этом. Поэтому, возможно, предпринимателям необходимо развивать какие-то ораторские навыки.
Очень ценными были бы сведения о реальной обстановке на рынке и «граблях», которые будут впереди. Информацию об этом вы не найдете ни в одном учебнике, даже в самом авторитетном издании. Может поэтому и случился кризис бизнес-образования, так как нет таких сведений, а преподавателей, которые могут ими поделиться, мало. Судя по обратной связи от студентов, большинство преподавателей зашорены, они задают доклады, отчитывают их, получают зарплату и все. Давайте смотреть правде в глаза. В итоге студент учится 3-4 года, получает диплом, который ему в общем-то и не нужен. И он не «зажегся». В вузе необходимы практики — это позволит усилить идеологию реализации задачи развития предпринимательской активности среди молодежи.
В целом я считаю, что на факультете ГМУ в РАНКиГС занимаются обучением умирающей профессии — об этом я говорил неоднократно. Городская администрация, администрация поселений сегодня должна выстраиваться как предпринимательская компания, оказывающая качественные услуги. Примеров этому пока нет. Между тем, все управленческие процессы потихоньку автоматизируются, и чтобы в них встроиться, нужно понимать бизнес-процессы, чтобы удовлетворять KPI по развитию предпринимательства на территории, где эти госслужащие потом будут работать. Это необходимо, чтобы они не выглядели глупо, когда к ним придет предприниматель с бизнес-планом, а они не поймут, с какой страницы его открывать. Деловой механизм — будущее этой линии.
Что касается ГЦРП Новосибирска — он обладает большим набором возможностей: имущественными, консультационными, финансовыми, но конкуренция за этот ресурс не очень высокая. В частном порядке я общался с предпринимателями и интересовался, почему они не идут за этой поддержкой. Отвечают: после того, как они становятся бюджетополучателями, через месяц-два в компании происходит выемка документов — и пошло-поехало. Это могут подтвердить многие. Так что практика показывает, что бюджетные деньги, к сожалению, лучше не брать. Иначе с тебя спустят семь шкур.
«JUMP Бизнес-истории»
проект Информационно-аналитического портала infopro54.ru
Для пользователей старше 16 лет
Тел.: +7 (383) 248 30 63
E-mail: infopro54@yandex.ru
info@infopro54.ru
© 2016-2021 – ООО "Новосибирск Медиа"