— Понятий социального предпринимательства много, так же как и видов. К примеру, бангладешский экономист и банкир Мухаммед Юнус получил Нобелевскую премию мира за изобретение механизма микрокредитов как формы поддержки экономической активности для самых бедных слоев населения и создание банка Grameen. Кредитная организация помогла выбраться из нищеты тысячам жителей трущоб, расширила свою географию на несколько стран, Европейская комиссия, в том числе, попробовала создать подобную структуру в Африке… А потом, на своей родине Мухаммед Юнус получил несколько уголовных дел, что, впрочем, является вполне нормальной последовательностью событий для социального предпринимателя.
Микрокредиты помогли выбраться из нищеты тысячам жителей трущоб
В США я столкнулся еще с одним видом социального предпринимательства: мэрия города Колумбус сдает по символической цене — 100 долларов в год землю на которой стоит 5-этажное здание, а компания проводит там занятия для школьников — своеобразный огромный дом научно-технического творчества для молодежи. Вот такая американская модель социального предпринимательства, которая, в принципе, может быть реализована и в России.
Самый известный в Европе социальный предприниматель — Джейми Оливер — мега-звезда, повар, бизнесмен, реализует проект, связанный с обучением и трудоустройством неблагополучных подростков, которые по нашим меркам, стоят на учете в полиции. Он предлагает им бесплатно освоить в своих заведениях профессию повара, пройти стажировку, при этом они еще и питаются бесплатно, а в итоге выходят в большой мир с профессией и опытом. В Европе к нему очень большое доверие, люди приходят в его рестораны, потому что знают, что в них работают и учатся подростки, значит, если они закажут там столик, проведут бизнес-переговоры, то не только вкусно покушают, но еще и доброе дело сделают, продемонстрируют свою социальную ответственность. Очень удобно — вроде ничего особо не делаешь, а все равно — молодец!
В Америке есть аналогичные заведения, где работают бывшие бомжи. Например, в Сент-Луисе, до прихода на такую стажировку их два года социализируют с помощью НКО, университетов, учат элементарным вещам по самообслуживанию, прививают желание работать и многие возвращаются к нормальной жизни. В России пока нет подобной полноценной программы.
Ресторан для трудоустройства неблагополучных подростков
Если же говорить о социальном предпринимательстве с точки зрения определения, то, на мой взгляд (и по определению Фонда «Наше будущее», это деятельность с элементами бизнеса и благотворительности, которая оказывает сильное социальное воздействие на какую-то группу людей, предусматривает предпринимательский подход, самоокупаема и финансово-устойчива, имеет потенциал для масштабирования. Социальный предприниматель создает новые механизмы решения социальной проблемы, которые можно тиражировать, и он в этом заинтересован.
В Европе считают, что если социально- ориентированная компания распределяет между акционерами больше 6% прибыли, то она теряет статус соцпредпринимателя. У нас такого нет, но в России разработан проект закона о социальном предпринимательстве, где есть определение статуса, при этом де-факто, в России социальные предприниматели — это и некоммерческие организации (НКО), и бизнес, а закон пока предполагает определение социального предпринимательства только как субъектов из бизнеса. Все эксперты говорят, что это не правильно, что НКО — это тоже являются/могут стать субъектами социального предпринимательства и это тоже в их интересах, но пока ситуация такова.
В Европе соцпредприниматель распределяет между акционерами не более 6% прибыли
Подход, который я с коллегами использую в Школе социального предпринимательства «Новотерра», а также в партнерской Школе экологического предпринимательства в Иркутске — социальное предпринимательство может быть трех типов.
1-ый тип, когда есть «нуждающиеся» работники организации и они получают какие-то очень крутые компетенции и выгоду, которые они больше нигде не получат. Например, строят карьеру.
2-ой тип, если Потребители получают услугу, которая не доступна им в другом месте, а для них она критически важна.
3-ий тип, когда сообщество в целом приобретает что-то очень важное от действий предпринимателя.
«JUMP Бизнес-истории»
проект Информационно-аналитического портала infopro54.ru
Для пользователей старше 16 лет
Тел.: +7 (383) 248 30 63
E-mail: infopro54@yandex.ru
info@infopro54.ru
© 2016-2021 – ООО "Новосибирск Медиа"